Пост — особый период для каждого человека. Именно в это время особенно важна молитва, мысли о Боге, раскаяние и милосердие. Во время поста человек больше обнажает свою душу, погружается в свои переживания и анализирует их. Естественно, что для того, чтобы больше отдаться душевным переживанием, человек должен отказаться от всего соблазняющего в повседневной жизни, в том числе, и от любимых блюд, напитков, шумных веселий. Пост является прекрасным периодом для того, чтобы избавиться от зависимостей, например, от алкоголя, компьютерных игр, интимных утех. Но как же быть с супружескими обязанностями в этом случае? Можно ли заниматься сексом во время поста?
Содержание
Супружеские обязанности
О том, что мужчина и женщина обязательно должны иметь интимные отношения (секс) говорит сама Церковь. Без таких отношений брак попросту не нужен, ведь можно жить и как брат с сестрой. Этому находим подтверждение и в самой Евангелии: жена не властна над своим телом (1 Кор., 7, 4). То же самое касается и мужа, тело которого принадлежит жене. Возникает дилемма: как супруги должны выполнять свои обязанности друг перед другом в период поста?
Ответ раскрывается в словах апостола Павла. В Евангелии (1 Кор. 7, 5) находим слова о том, что мужчина и женщина не должны уклоняться друг от друга, только с согласия и при этом на время, которое используется для упражнения в посте и молитве. После этого они снова должны быть вместе для того, чтобы сатана не испытывал их таким воздержанием.
Таким образом, становится понятно, что только супруги решают воздержаться во время поста от интимной близости или заниматься сексом. Это объяснение апостола Павла было настолько четким и понятным, что до IV века никто не брался его комментировать.
Отцами, которые в конце IV века высказали свое мнение по поводу слов апостола, стали святые Дионисий Александрийский и Тимофей Александрийский. Первый указал на то, что лица, которые вступили в брак, сами должны быть себе «довдеющими судьями». Здесь имеется в виду, что жена и муж сами должны определять себе время воздержания, когда можно заниматься сексом. Тимофей же отметил, что обязательно воздерживаться от интимных отношений нужно супружеской паре в те дни, когда во всех храмах проводится Литургия, то есть в воскресенье и субботу. В российской традиции, кроме этих двух дней, до XV века добавлялись еще 3 дня — понедельник, среду и пятницу.
Церковные споры
Церковные споры относительно интимных отношений пары во время поста начались еще в X-XI веке. Так, из письменных источников XI века становится известно, что новгородские пастыри строго следили за тем, чтобы верующие воздерживались от интимных отношений в течение всех четырех длинных постов. Некоторые из них заходили еще дальше и запрещали секс в течение всех праздников, а также дней накануне больших праздников.
Конечно, такая строгость не могла не получить сопротивление. Отрицать такие установки взялись не только простые прихожане, но и авторитетные представители российского духовенства. Среди них особенно активным можно назвать архиепископа Нифонта из Новгорода. Духовник утверждал, что воздержание в пост не соответствует церковным канонам и противоречит словам отцов. По его мнению, воздерживаться от любых, в том числе, и интимных утех супруги должны только во время одной пасхальной недели. То есть в остальное время заниматься сексом супругам можно.
Того же мнения придерживался новгородский владыка Илия. Однако, в отличие от Нифонта он предлагал парам воздерживаться от интимных отношений также в первую неделю Великого поста (когда-то эту неделю назывался Федоровкой) и последнюю, или Страстную неделю.
К сожалению, все трактовки и объяснения Нифонта и Илии не дали многим отцам правильного понимания о сексе во время поста. Многие современные духовные наставники своим прихожанам советуют строгое воздержание от интимных отношений.
Так как споры между приходами и духовниками долгое время не удавалось решить, этот вопрос начали поднимать на самом высоком церковном уровне.
28 декабря 1998 состоялся съезд Священного Синода, на котором было решено и задокументировано, что склонять пасомых (прихожан) к отказу от супружеской жизни вопреки их воле недопустимо.
Кроме этого, Синод призвал всех пастырей особенно внимательно и осторожно давать советы по поводу семейной жизни. Тем самым секс супругов во время поста стал разрешаться Церковью. Интимная сторона человеческой жизни стала как будто бы отделенной от духовной жизни, при условии, что человек находится в браке, и отношения являются естественными.
На некоторое время церковные споры на эту тему были прекращены, но со временем они возникли снова. Последний раз вопрос об интимной близости супругов в пост пришлось поднимать на соборе РПЦ в 2000 году. Социальная доктрина, которая была принята на этом съезде, напоминает слова апостола Павла и акцентирует внимание на том, что решение об интимных отношений в тот или иной период года можно принимать самим супругам.
Если один из супругов невоцерковлен
Фактически к концу XIX века вопросы об интимных отношениях в браке рассматривались односторонне, ведь все общество было православным. В наши дни вопрос воздержания в браке более сложный, ведь один из супругов может не принадлежать к христианской общине, и не быть готовым утратить секс. Решение можно найти опять же в словах апостола Павла: «по согласию».
Ни в коем случае супруг(а) не должны ставить ультиматумы и заставлять своего партнершу (партнера) терпеть. Такое поведение приводит к расколу и дальнейшему разрушению семьи. В такой ситуации уместно вспомнить другие слова апостола Павла о том, что неверующий муж должен освящаться верующей женой. Точно так же и неверующая жена должна перенимать просветление от верующего супруга.
Только с миром в сердце и с хорошими убеждениями, постепенно супруги могут прийти к выводу о том, что стоит воздерживаться от секса в течение какого-то периода, например, во время Великого поста. Сознательно же прийти к такому решению можно только тогда, когда все члены семьи воцерковленные и стремятся к христианскому совершенству.
Интимные ласки в пост
В церковных текстах находим объяснение о том, что считается нормальными интимными отношениями пары, а что считается гадким и греховным. Так, всякие отношения (секс), которые возникают между мужчиной и женщиной и могут закончиться их естественным и логичным финишем — деторождением, являются нормальными.
Все остальные отношения можно назвать греховными и неприемлемыми. Таким образом, все интимные ласки (телесные, оральные, анальный секс) считаются неприемлемыми. То есть вообще неприемлемыми, а не только в период поста. Вместе с тем нужно указать и на частоту половых актов.
Бывают случаи, когда секс вызывает зависимость, супруги или один из супругов перенасыщается такими отношениями. Перенасыщение же, безусловно, ведет к грехопадению, ведь в поисках более яркие ощущения супруги забывают об эмоциональной составляющей, чувства, желания и потребности друг друга. Духовное отходит и задний план, а физическое на первый.
По поводу такого положения в Библии есть слова: «От перенасыщения погибло много, а тот, кто воздерживается, добавить себе жизнь». Поэтому не стоит забывать, что все должно иметь свою меру, в том числе и секс. Одно дело — когда супруги любят друг друга и хотят заниматься сексом, чтобы своими физическими порывами выразить искренность своего чувства и радость, а другое — когда каждый или один хотят (хочет) получить только секс, то есть максимальное физическое удовольствие, оргазм.
Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что природный секс в браке церковь не может запретить и не делает этого. Вместе с тем пост принесет больше пользы, а воссоединение после него больше радости, если на некоторое время мужчина и жена не имеют интимных связей, а больше времени уделяют молитве.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!